Каталог статей
МЕНЮ САЙТА

АРХИВ
№ 10_46_2006 [0]
№ 11_47_2006 [0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
№ 12_48_2006 [0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
№ 01_49_2007 [0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
№ 02_50_2007 [0]
газета
№ 09_45_2006 [10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
№ 08_44_2006 [12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
№ 07_43_2006 [8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
№ 06_42_2006 [11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
№ 05_41_2006 [20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
№ 04_40_2006 [12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
№ 03_39_2006 [1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
№ 02_38_2006 [0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
№ 01_37_2006 [0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


» Архив » № 04_40_2006
Права человека и нравственные ценности

 Права человека стали сегодня одним из ключевых понятий общественно­политической дискуссии. Сомнений в том, что построение в России правового государства необходимо, не возникает практически ни у кого. Однако относительно того, что представляет собой правовое государство, и какие права человека действительно нуждаются в защите, мнения расходятся. Каждый человек призван к реализации свободы, данной ему Богом, и у каждого человека есть неотъемлемые права, которые, естественно, должны соблюдаться. Однако на поверку выходит, что понимание прав и свобод в традиционном христианстве и так называемом «постхристианском» обществе кардинально различается. Евангельское понимание свободы подразумевает свободу от греха, которая позволяет человеку в какой бы системе ценностей он не находился выбирать правильный жизненный путь. Общество, основанное на либеральных ценностях, наоборот, провозглашает свободу любых греховных проявлений человека. Именно это право на совершение греха отстаивают некоторые отечественные правозащитники, порядком скомпрометировавшие себя участием в кощунственных, антицерковных, аморальных акциях.
 
Однако построение в России правового государства, лишенного нравственного основания, едва ли возможно. Исторический опыт нашей страны показывает, что русский народ, который включает в себя представителей многих других народностей, живущих на территории Российской Федерации не может заставить себя трудиться ради идеи, которая на поверку сводится к узкому утилитаризму, в которой отсутствует духовно­нравственная мотивация.
 
Необходимость построения в России правового государства, базирующегося на нравственном фундаменте и христианских ценностях, была главным предметом обсуждения на состоявшемся в Москве X Всемирном Русском Народном Соборе. В этом представительном церковнообщественном форуме приняли участие первые лица российского государства, политические и общественные деятели, лидеры религиозных общин, видные представители мира науки, культуры, образования и здравоохранения, военачальники, предприниматели, преподаватели и студенты высших учебных заведений, посланцы русских общин ближнего и дальнего зарубежья.
 
Помимо пленарных заседаний, в рамках X ВРНС прошли секции и «круглые столы» по темам: «Место и духовная мотивация в жизни современного человека», «Молодежь и будущее России», «Права человека и достоинство личности. Церковно­общественный взгляд», «Село и крестьянин: проблемы и решения». В рамках форума состоялся также съезд «Добрые люди на доброй земле», где собрались представители многих регионов России, чтобы обменяться опытом деятельной помощи ближним. В ходе Соборных обсуждений и дискуссий их участники рассмотрели, в частности, такие мировоззренческие вопросы, как взаимоотношение православной и секулярной систем ценностей, соотношение свободы выбора и ответственности личности, жизненная необходимость межцивилизационного диалога в эпоху глобализации и т.д. Состоялся широкий обмен мнениями об общественной позиции современного человека и его возможностях влияния на устроение жизни.
 
Другой темой, тесно связанной с предыдущей, стало обсуждение миссии России в XXI веке, остро поставившем перед мировым сообществом вопрос о необходимости сочетания различных цивилизационных моделей. Поэтому на нынешнем Соборе были также рассмотрены теоретические и практические аспекты самобытного усвоения демократических идей в различных традиционных обществах. Участники собора затронули также и тему преступности, националистического радикализма и ксенофобии в современном обществе.
 
В итоговой пресс­конференции заместитель Главы ВРНС, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул опасность, которая проистекает из крайнего радикализма и ксенофобии. По его мнению, общество должно осмыслить опасность нравственного релятивизма, поскольку именно с падением нравственности связан рост преступности. Отвечая на вопрос о преступлениях, совершаемых на национальной почве, Его Высокопреосвященство, в частности сказал: «Если мы раскрепощаем человеческие инстинкты, темные страсти, живущие в человеке, то почему мы удивляемся, что это темное начало оборачивает свой удар против людей другой национальности, веры и культуры. Раскрепостив грех, невозможно создать в обществе локальный очаг благополучия. Уничтожая мораль нельзя требовать, чтобы она сохранялась в сфере национальных отношений. Мораль едина и неделима. Если мы издеваемся над своими святынями, то мы не можем остановить людей, издевающихся над национальными чувствами. Это звенья одной цепи».
 
В этой связи митрополит особо отметил востребованность построения правового государства, основанного на нравственных началах. «Без нравственного императива невозможно построить общество, которое бы состояло из свободных личностей, — констатировал владыка, — Задача состоит в том, чтобы законы и общественная практика соответствовали нравственной природе человека, чтобы люди по совести могли исполнять закон».
 
Говоря о значении Собора, митрополит Кирилл обратил внимание на то, что Собор смог выразить проблематику прав и человеческого достоинства в категориях, приемлемых для абсолютного большинства людей. «Сочетание нравственной ответственности с идеями прав и свобод дает возможность построения универсальной системы ценностей, в которую будет включена как западная философская мысль, так и традиции христианства, ислама, буддизма, иудаизма, всех великих традиционных религий которые сформировали существующие сегодня цивилизационные модели. Мы нуждаемся в такой системе прав человека, которая могла бы служить стыковочным узлом между различными цивилизационными моделями. Тогда глобализация не будет нести в себе угрозу унификации, тогда мы сохраним и красоту Божьего мира», — заключил владыка.
 
В результате соборных дискуссий была принята «Декларация о правах и достоинстве человека», которая стала новым словом в истории правозащитной мысли. Основанная на религиознофилософском осмыслении отечественного и мирового исторического опыта, декларация связывает свободу как ценность «с различением добра и зла, нравственным выбором, традиционной моралью» (Из «Соборного слова X Всемирного Русского Народного Собора»). Текст декларации приводится ниже.

Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора

 

 Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, поразному понимающих человека и его предназначение, — Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию.
 
Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность — это то, что дано, достоинство, — это то, что приобретается.
 
Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.
 
Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность — достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.
 
Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.
 
Мы — за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права.
 
Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.
 
Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.
 
Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.
 
Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.
 
Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.

Категория: № 04_40_2006 | Добавил: editor (2006-09-04)
Просмотров: 2362

Сделать бесплатный сайт с uCoz