Каталог статей
МЕНЮ САЙТА

АРХИВ
№ 10_46_2006 [0]
№ 11_47_2006 [0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
№ 12_48_2006 [0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
№ 01_49_2007 [0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
№ 02_50_2007 [0]
газета
№ 09_45_2006 [10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
№ 08_44_2006 [12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
№ 07_43_2006 [8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
№ 06_42_2006 [11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
№ 05_41_2006 [20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
№ 04_40_2006 [12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
№ 03_39_2006 [1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
№ 02_38_2006 [0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
№ 01_37_2006 [0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


» Архив » № 04_40_2006
Чудо Святой Пасхи

История

 Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно», — читаем мы у Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся», — пишет св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что, когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний — свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард (865 г.) пишет в своем путеводителе: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поется «Господи, помилуй» до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».

Церемония

  Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполненными народом — число желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
 
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра (ранее — турецкими стражниками, а ныне — еврейской полицией), Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником-мусульманином.
 
Через 2030 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, как наездники, сидят на плечах друг у друга. Они просят Божию Матерь и Господа, чтобы Он даровал православным Благодатный Огонь; «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («Нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог»), — скандируют они. Для прихожаневропейцев, привыкших к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям, бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь приемлет и такое — подетски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
 
Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел. Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
 
В Храм входит процессия — иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных Церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Христа готовили к погребению.
 
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз, и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию.
 
Надеясь уловить православных на подделке, городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские.
 
Hезадолго до Патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Дверь запечатывают большим куском воска и налагают на нее красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженная тишина — ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
 
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода Патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей, находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому паломники обычно причащаются перед тем, как прийти в святое место.
 
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение

 Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест — и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
 
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических), и некоторые другие в пределах храма. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются, и выходит православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
 
Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по нему.
 
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Первое время, 3–10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами: совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем: водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
 
В дальнейшем от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну.

Подготовил Евгений МУРЗИН

Использованы материалы сайта «Чудо схождения
Благодатного огня»

Фото Вадима ОНИЩЕНКО можно посмотреть в разделе "ФОТОАЛЬБОМ"
с сайта
www.wildlifephoto.org

Категория: № 04_40_2006 | Добавил: editor (2006-09-04) | Автор: Евгений МУРЗИН
Просмотров: 1024

Сделать бесплатный сайт с uCoz