Каталог статей
МЕНЮ САЙТА

АРХИВ
№ 10_46_2006 [0]
№ 11_47_2006 [0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
№ 12_48_2006 [0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
№ 01_49_2007 [0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
№ 02_50_2007 [0]
газета
№ 09_45_2006 [10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
№ 08_44_2006 [12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
№ 07_43_2006 [8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
№ 06_42_2006 [11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
№ 05_41_2006 [20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
№ 04_40_2006 [12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
№ 03_39_2006 [1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
№ 02_38_2006 [0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
№ 01_37_2006 [0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


» Архив » № 05_41_2006
Ольга ЕРМАКОВА. Когда не хватает любви

 Как-то возвращалась я домой. Захожу в свой подъезд, там дети лет восьми, играют, заряжают свои пистолеты. Вошла я в лифт, вижу, что они ехать не собираются, увлечены игрой, и нажимаю на кнопку. Но до того как двери лифта закрылись, один мальчик вдруг навел на меня пистолет и выстрелил, какаято штучка вылетела. Однако двери не сработали и открылись снова. Я выбежала за детьми, грозно обещая расправиться с ними, если еще раз их тут увижу, но их было уже не догнать...
 
Агрессия детей заметно возросла в последнее время. Дети, возможно, понимают, что мир взрослых уже не способен их защитить и поэтому придется защищаться самим. За что сражаются дети? За свои интересы, безопасность и, конечно же, за любовь.
 
Когда я начинала переписываться с заключенными, то первое, что узнала о них по переписке, – что это люди, которые в своей жизни были обделены любовью. Недостаток любви в детстве ведет, по крайней мере, к трем последствиям: раннее развитие страстей, нелюбовь к себе (комплексы неполноценности) и «замороженные чувства». Ребенок особенно нуждается в любви и, если ее не хватает, будет искать замены, то есть каких­то удовольствий. Таким образом развиваются страсти: к сладкому, к еде вообще, к алкоголю, наркотикам, воровству. Ребенок, страдающий клептоманией – страстью к воровству, – крадет порой совсем не нужные ему вещи, которые просто «плохо лежат». Удовольствие здесь – от адреналина, связанного с риском, а также от того, что благополучие в нашем грешном сознании часто ассоциируется с материальными приобретениями. Но так как дети еще толком не знают, что им нужно, то крадут что попало.
 
Недостаток любви может привести также к раннему и извращенному развитию полового инстинкта. Одна девушка, ведущая крайне безнравственный образ жизни, рассказывала историю, особенно запомнившуюся ей с детства: как­то мама забирала ее из детского садика, и девочка в порыве теплых чувств обняла и поцеловала маму, но в ответ почувствовала холод и отчуждение. Как будто она прикоснулась к неодушевленному предмету. Вроде бы тут не было каких­то страшных наказаний, издевательств, крика, ругани. Всегонавсего холод и отчуждение, но какое губительное действие это производит на душу ребенка!
 
От всех перечисленных страстей не застрахован никакой человек. Но если ребенок явно обделен теплом и заботой, что обычно бывает в неблагополучных семьях и детдомах, то он уцепится за эти «удовольствия» особенно крепко. Ведь сравнивать ему не с чем. Настоящей любви он не знал. В дальнейшем дурные привычки могут быть оставлены, если взрослая жизнь складывается более или менее удачно. Любимая работа, счастье материнства и отцовства приносят несравнимо больше радости, чем кража булочки из магазина. Если же и взрослая жизнь не удается, то страсти могут развиться еще сильнее. Конечно, ни воровство, ни сладости, ни наркотики не способны заменить любовь. Они являются лишь приманками в ловушках дьявола, попадая в которые человек не только не находит любви, но получает лишь разочарование, чувство вины, болезни и горе. Любовь ничем заменить нельзя. Понятно, что воспитатели детских домов и интернатов, при всей своей доброте и заботе, не смогут дать детям всей той любви, которую получает ребенок от родителей в благополучной семье. Тем более важно в таком случае религиозное и нравственное воспитание, привитие здоровых нравственных норм, а также обеспечение возможности получить профессию, реализовать свои способности и найти себя в жизни.

«ЗАМОРОЖЕННЫЕ ЧУВСТВА»

 Другое последствие нехватки любви в детстве – это так называемые «замороженные чувства». Все дети стремятся проявить любовь к своим родителям, но если встречают неадекватную реакцию, то быстро усваивают, что проявлять чувства опасно, поэтому лучше их вообще не показывать; таким образом, чувства «замораживаются». Ребенок сначала их просто игнорирует, а потом перестает замечать вообще. Невыраженные чувства приводят к болезням, депрессии и другим проблемам. Возникает также проблема с проявлением любви к другим людям и к Богу. Ведь и любовь человек в таком случае просто не чувствует в себе. Он способен обращать лишь внимание на какие­то слишком сильные ощущения, то есть возрастает риск опять же пристраститься к воровству, блуду, наркотикам и прочим острым ощущениям.
 
Отсутствие любви к себе – это отдельная большая проблема. Здесь имеется в виду любовь в хорошем смысле этого слова, а не в эгоистическом, то есть принятие себя таким, какой ты есть, каким тебя создал Бог. Тот, кто испытывает неприязнь к себе, не способен полюбить и других, то есть не сможет исполнить заповедь о любви к ближнему: «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12, 31). Любовь – это универсальное чувство, если она есть, то есть ко всему. Это можно сравнить со зрением: если человек видит, то видит все – и предметы, и людей, и себя. Так же и любовь – если она есть, то есть ко всему. Неприязнь к себе выражается в комплексах неполноценности. Настоящие свои грехи увидеть непросто, поэтому обвиняешь себя обычно в том, в чем на самом деле не виноват. Чаще всего встречается недовольство своей внешностью, умственными и физическими способностями – то есть тем, что дано Богом: не те уши или нос мне приделал, не те мышцы, не ту печень, не те мозги. По сути, это ропот на Бога. А поскольку тяжело и мучительно считать себя ущербным в какой­то области, то приходится компенсировать это, возгордившись каким­нибудь своим достоинством, которое, опять же, дано Богом, а не наше достижение: я лысый – зато богатый, не очень умная – зато красивая. Причем на такого рода размышления уходит довольно много времени. Только проснувшись, день можно уже начать с мысли: «Я толстая, поэтому завтракать не буду, и обедать сегодня не буду, и вообще я дрянь и жизнь не удалась», или: «Я неудачник, денег нет, девушки меня не любят и не полюбят никогда». И целый день в голове эхом отдается: «Никогда!.. никогда!.. никогда!..» Тут уж не до поиска своих настоящих грехов, на это просто времени нет.
 
Есть еще одна проблема детей, выросших в неблагополучных условиях. В таких семьях, как правило, вообще нет никакого религиозного воспитания. А отсутствие любви или даже ненависть со стороны родителей, воспитателей приводит к тому, что человеку трудно поверить, что Бог его любит. Представление о Боге во многом зависит от того, как складывались отношения с родителями. Если посмотреть на судьбы заключенных, то их детство – это, как правило: интернат, пьющие родители, папа застрелился на глазах у ребенка, мама покончила с собой и т.д. Такой опыт может привести к формированию негативного образа Бога, когда легко поверить в то, что Он грозный и наказующий, а в то, что Бог любит, поверить будет нелегко.

С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ ВОЗМОЖНО ВСЕ!

 Но все перечисленные трудности можно преодолеть с Божией помощью – молитвой, соблюдением заповедей, благодатью, получаемой через Святые Таинства. «...Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8), поэтому поиск любви – это поиск Бога, поиск Царствия Небесного. Запутавшиеся в своих земных страстях, мы и не знаем, что такое настоящее счастье. Так хочется что­то приобрести, получить, отобрать. Но когда делаешь комуто подарок, то неожиданно понимаешь, что это доставляет, может быть, больше радости, чем какое­то приобретение. Или как легко становится на душе, когда даешь милостыню. Странно, вроде кажется, что должно быть наоборот: получил — хорошо, отобрали — плохо, потерял вроде что­то. Но радость от сделанного добра оказывается ценнее материальных приобретений. Или когда в пост отказываешься от сытной и вкусной еды, взамен получаешь не разачарование, а напротив — более светлое и радостное состояние души.
 
Бог не хочет лишить нас всех удовольствий и сделать жизнь скучной и неинтересной. В Священном Писании часто повторяются такие слова, как «блаженство», «благодать», и это не просто украшение речи. Это то настоящее, высшее счастье, которое потеряли Адам с Евой, нарушив заповедь Бога, проявив непослушание, съев запретный плод. Но это счастье благодаря искупительной Жертве Христа, теперь есть возможность вновь обрести, если повернуться лицом к Богу. В нагорной проповеди (Мф 5, 1–11), например, слово «блаженство», то есть «счастье», повторяется девять раз. Конечно, это непривычно для нас, что блаженны не сытые, а «алчущие и жаждущие правды», не богатые, а «нищие духом», и не радостные, а «плачущие, ибо они утешатся». И хотя кажется, что удачи добьется скорее наглый, властный и злой, но, опять же, счастье обещается, напротив, – кроткому, милостивому и миротворцу. Я уверенна, что Серафим Саровский был счастливым человеком. Хотя он даже сопротивляться не стал, когда на него разбойники напали, и даже наказывать их запретил. Расплата, правда, сама пришла – у них потом дома сгорели. Этот святой встречал всех словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Несчастный человек не будет так говорить. А он жил в лесу и богатств никаких не имел. Жизнь подвижников понять трудно простому человеку. Но можно прийти к выводу, что не там, как правило, я ищу свое счастье. Стремясь к материальным, земным радостям, любовь я ищу явно не там, где нужно. К счастью ведут на самом деле, исполнение заповедей, смирение и выполнение воли Божией.
 Главные заповеди – о любви к Богу и ближнему (Мк 12, 29–31). Дети же являются самыми что ни на есть ближними, и недостаточное внимание к ним – это нарушение заповедей, данных Богом. Вспоминаются еще такие слова из Евангелия: «...А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18, 6). Эти слова налагают ответственность, и прежде всего за детей. Обделить ребенка любовью — значит соблазнить его на пристрастие ко лжи, воровству, наркомании и т.д. Но у нас, взрослых, есть возможность дать детям любовь, пока они не зарядили свои пистолеты настоящими пулями.

Ольга ЕРМАКОВА

Категория: № 05_41_2006 | Добавил: editor (2006-09-08) | Автор: Ольга ЕРМАКОВА
Просмотров: 1222

Сделать бесплатный сайт с uCoz