МЕНЮ САЙТА |
|
|
|
АРХИВ |
|
№ 10_46_2006
[0]
|
№ 11_47_2006
[0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
|
№ 12_48_2006
[0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
|
№ 01_49_2007
[0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
|
№ 02_50_2007
[0]
газета
|
№ 09_45_2006
[10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
|
№ 08_44_2006
[12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
|
№ 07_43_2006
[8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
|
№ 06_42_2006
[11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
|
№ 05_41_2006
[20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
|
№ 04_40_2006
[12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
|
№ 03_39_2006
[1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
|
№ 02_38_2006
[0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
|
№ 01_37_2006
[0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год
|
|
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
|
|
|
|
» Архив » № 08_44_2006
Обратно
…С детьми я простился, когда отвез их к теще. Очень торопился вернуться назад – привез и тут же засобирался обратно. Сын сидел в машине — оторвать его от руля без слез удавалось редко. Тесть приготовился соблазнять походом в «Детский мир», теща побежала в соседний двор за чем-то…. Я открыл дверцу и сказал, что мне пора. Ко всеобщему удивлению, сын на этот раз не закапризничал, а с какой-то совершенно не детской озабоченностью в лице, глядя в себя, как-то заторопился и вылез. Возможно, что-то уловил в моем голосе. Дочь помахала рукой, и тесть повел их к подъезду. Сделав несколько шагов, сын остановился и обернулся — я боялся, что он заплачет. Я повторил: «Мне надо». В нем почувствовалась какая-то борьба, несколько секунд он вообще как будто отсутствовал – отключился, замер, и только потом, как будто с огромным трудом пересиливая себя, с чем-то смирился и необычно строго и внятно разрешил, как приказал: «Езжай». И странно посмотрел.
Муки творчества
Вспомнив именно тот его взгляд, я заметался. Когда, наконец, стало отпускать, я понял, что говорю вслух и в рифму. Однако мне все еще было не по себе, я снова забегал, но скоро, через какое-то время опять поймал себя на том же. И все-таки рифма не прекращалась, я, не переставал сновать по камере, стал на ходу записывать то, что вырывалось, на какие-то газетные клочки. Вымотавшись, уснул. Клочки попались мне на глаза на следующий день. Строчки были разбросаны, непонятно, что откуда, но когда я расставил их по смыслу, получилось что-то вроде стихотворения. Впоследствии я заменил в нем лишь отдельные слова, но в основном оставил как записалось. К творчеству, к поэзии это, конечно же, никакого отношения не имеет. Я привожу его здесь лишь в качестве доказательства того, о чем расскажу дальше. О, если б я вернуться смог! О, если б все назад, сынок! О, если б вновь свести мосты Меж «до» и «после», «Я» и «Ты», И впредь – зашелестись песок!: Стопа в стопу Висок в висок – О, если б я вернуться смог! Я б разбудил тебя, сынок, Чуть свет, чуть синь, Перины — в ком! Я б сладил с лямкой и шнурком, И — в стынь! По первому снежку! Пылай! Гори! – твоим шажком! Твоим! Взахлеб! А вечерком, На кухне – штрих по косяку! О, если б я вернуться смог… По лужам? – Можно! Пусть «промок»! Пусть «натощак»! Пусть «на ходу»! Жар-птицу? Бабочку? Звезду? Траву-разрыв и одолень? Погасший луг, Вчерашний день, Коня, узду, ларец, цветок — Проси! Живой воды глоток? Из-под земли? Из тьмы геенн? Тащась на язвищах колен — Я б все принес тебе, сынок ! О, если б я вернуться смог! Я б научил тебя, сынок Увидеть звук, Услышать цвет, Объять тоску осенних стай, За бруствер взмыть, во весь хребет! Где можно — «быть», Где нужно «стать», Где крикнуть «нет»! Как закрепить струну в колок — К чему тут Бах, О чем тут Блок? Как взять «захват», Где — назубок! Где — с ног ! Где не давать, что б с ног! Кому поверить, С кем делить краюху, Небо, Ковыли – я б рассказал! Я б предрек! Я б остерег тебя, сынок, Что б не лизать бы с бритвы мед! Что б не ступал на тонкий лед! Где только вход! Где ни лица! Ни поставца! Ни каганца! Не «вопреки»! Не поперек! А соскорбя! Собьясь! Сорвясь! Я бы пошел с тобой, сынок, В грозу и в ночь! На «вест» и «ост»! В разведку, К звездам, — Для тебя, — где край, где грань, Где стынет мозг! Где шквалом сброшен в бездну мост – Я б распластал мостом себя! О, если б я вернуться смог! Я бы согрел тебя, сынок, В промозглой стыни, В дури вьюг, Костер развел бы, Побросав в него и знамя и хоругвь! Когда б дотлел и струг И сук, Сынок, — я лег бы в угли сам! О, если б я вернуться смог! Я б защитил тебя, Сынок, В тот миг, Когда, бельмом шурша, В тебя нацелят острия — Мне б вену вскрыл клыком чужак! Мой дых нашел бы шелк ножа! И я б захлебывался кровью! Я!!.. …Эоны тьмы, Пласты пространств, Непостоянство постоянств — Я б все вспорол! Прошиб! Просек! Что б разделить с тобой, сынок, Твой завтрак, Траты, Скорбь, Я б всех твоих волокон голь Своею кожей обернул! Я б вызнал! Вырвал! Выгрыз боль из дум твоих! Из ран твоих! Под шепот ливня, Ветра всхлип зажег свечу, Прижал струну, И как в тот вечер, В ту весну Ты бы растер по скулам соль И на руке моей уснул; Ты б видел сны, а я, сынок, Недремным псом твой сон стерег! О, если б я вернуться смог! Я б все отдал тебе, сынок! Я б все к ногам твоим сложил — Зрачка живучесть, Пор чутье, Спины негибкость, Прочность жил, И однолюбие души, И сердце глупое мое! …О, если б знал я! Если б мог! Прости, прости меня, сынок! Что я ушел, а ты — один… Прости меня, прости… Мой сын… Однажды, еще в школе, мне поручили составить четверостишье к карикатуре в стенгазету. Я не смог, и с тех пор, будучи абсолютно убежденным в своей полнейшей непригодности к стихосложению, никогда больше к этому занятию не возвращался. В стрессовых ситуациях проявление в человеке каких-то скрытых способностей — явление обычное, и появление этих строк я объяснил себе тем, что способности к рифмованию во мне все-таки были, но просто, не будучи востребованными, не проявляли себя, а теперь обнаружились. Поводом к тому, как мне представлялось, могло послужить и то, что всякий раз, когда меня начинало душить, я часами и сутками повторял стихи Высоцкого — обезьянничание подсознания. Чтобы убедиться в этом, я тут же попробовал сочинить что-нибудь еще. Не получилось. Чтобы рифмовать слова, придумал я объяснение и этому, необходимо эмоциональное возбуждение, чего я в положении, когда, напротив, все свои эмоции нужно держать на привязи, позволить себе не могу. Поэтому и не получается… Я вернулся к работе над пособием, но не успел сделать и двух рисунков, как снова услышал зазвучавшие совершенно независимо от моего желания рифмы. Я взялся записать их — звучание прекратилось. Пытаясь завершить строфу снова самостоятельно, я промучился с ней до головной боли, ничего не смог сделать, бросил, снова занялся рисунком — снова вернулась рифма. Такая вот штука…
Ожидание смерти
Ожидающему расстрела очень важно иметь четкий распорядок дня – график занятий, расписанный до минуты, на все 24 часа. Пока есть какое-то незавершенное дело, недовыполненный пункт, смерть не наступит. Не наступит, потому что у меня перед глазами лежит расписание, согласно которому с 9 до 11 я буду читать, с 11 до 12 — стоять на одной ноге, и т.д. Я знаю, что я буду делать и через час, и через три. Пункта «выходить на расстрел» в моем расписании нет. Смерть где-то очень близко, совсем рядом, но никак ни сегодня. Иллюзия, но напряжение снимает. Что же касается лично меня, то мне в этом отношении было еще легче. Знакомый корпусной сообщил мне, что отправка смертников к исполнению производится по тройкам. То есть 3-го, 13-го, и 23-го числа каждого месяца. И в дальнейшем я так и ориентировался. В день с тройкой с утра делал в камере генеральную уборку, чистил зубы, одевал чистое белье и ждал (все 37 месяцев). Если до двух конвой не появлялся, то я знал, что расстрел откладывается, и у меня есть еще целых 10 дней, в течение которых я еще могу столько всего успеть! 10 дней, в течение которых можно не прислушиваться к шагам в коридоре – за тобой или пока еще только за твоим соседом. Мне кажется, что научился тогда очень важному – жить короткими промежутками, перебежками: добежать до угла, а что делать дальше посмотрим. Мой жесткий распорядок нарушало в основном только одно обстоятельство. Когда очередного смертника увозили, его место вскоре занимал другой, только что осужденный. То, что творилось в нем в первые часы пребывания в камере, я чувствовал через стены. Меня тащило туда словно в какую то черную дыру, воронку, водоворот. Мне становилось так же тошно и муторно, как и ему. Ломало и корежило – ни читать, ни писать, ни даже просто сидеть на месте я не мог. Но проходили, сутки — двое, и та магнитная воронка как бы заполнялась, все выравнивалось, и я снова возвращался к своему прежнему распорядку.
(Продолжение следует)
|
Категория: № 08_44_2006 | Добавил: editor (2006-09-19) |
Просмотров: 1093
|
|