Не так давно мы литургически переживали страдания и Крестную смерть Спасителя. Под палящим солнцем рядом с Господом висели два разбойника. Один хулил Его, а другой, раскаявшись в совершенных преступлениях, просил Христа помянуть его грешную душу в Небесном Царстве. Из Евангелия мы знаем, что благоразумный разбойник первым из людей вошел в рай, а его сотоварищ умер, так и не вкусив Божьего всепрощения, которое всегда следует за покаянием. Покаяться значит измениться. Только раскаявшийся преступник способен начать новую, свободную от греха жизнь. Сегодня, когда число осужденных в России превысило 750 тысяч человек, а ветхие здания следственных изоляторов трещат по швам от количества томящихся там узников, проблема снижения преступности и исправления людей, преступивших закон, особенно актуальна для российского общества. Отрадно, что не только священнослужители, но и сотрудники уголовноисполнительной системы, представители общественности и властных структур понимают, что ключом к исправлению человека, оступившегося на жизненном пути, служит покаяние. Зримым свидетельством этого понимания стал «круглый стол» «Через наказание к храму», состоявшийся 28 апреля в здании Международного центра искусств в Санкт-Петербурге. Принять участие в работе «круглого стола» были приглашены священники и философы, адвокаты и депутаты различных уровней, психологи и социологи, представители уголовноисполнительной системы. СЛЕДОМ ЗА КОЛУМБИЕЙ В том, что проблема преступности в нашей стране не высосана из пальца, участники дискуссии могли убедиться уже в самом начале, когда выяснилось, что на одного из приглашенных депутатов было совершено покушение и он в тяжелом состоянии находится в больнице. Это сообщение сразу настроило присутствующих на рабочий лад. Обсуждение открылось выступлением социологакриминолога Якова Ильича Белинского, который назвал одним из основных факторов, обуславливающих рост преступности, социальноэкономическое неравенство. Он провел прямую зависимость между уровнем жизни россиян и криминогенной ситуацией в стране. Свое суждение ученый подкрепил результатами социологических исследований, которые подтвердили тот факт, что преступность развивается прежде всего в неблагополучной социальной среде. Молодые люди, в силу своего материального положения лишенные шансов на красивую жизнь, которую они видят по телевизору, испытывают зависть и идут на преступление. Вопиющим социальным неравенством выступавший объяснил и растущие в стране алкоголизацию, наркоманизацию и суицидальное поведение. Примечательно, что сегодня, когда бандитские девяностые, казалось бы, безвозвратно ушли в прошлое, Россия попрежнему удерживает высокую планку по уровню совершаемых преступлений. Так, мы занимаем третье место после Колумбии и ЮАР по количеству убийств и лидируем в сфере самоубийств и алкоголизма. На рост преступности влияет и отсутствие хороших реабилитационных программ, которые бы помогали людям, выходящим на свободу, обрести под ногами твердую социальную почву. Об этом, в частности, говорил председатель фонда «Ночлежка» и член городской комиссии по профилактике бездомности Валерий Соколов. В своей работе Валерий постоянно сталкивается с уродливыми сторонами общественной жизни. Возможно, поэтому его беспристрастный рассказ, изобиловавший реальными случаями из жизни, произвел едва ли не большее впечатление, чем математические выкладки социолога. Чего стоит хотя бы пример с осужденным Н. Родившийся в Польше, живший во Львове и попавший в тюрьму в России, он после освобождения оказался фактически бесправен, поскольку ему так и не выдали паспорт. Проблема открыта до сих пор, хотя очевидно, что заниматься ею надо было раньше, еще во время пребывания человека в заключении. И этот случай не единичный, он лишь иллюстрирует общую ситуацию. В то же время, по свидетельству Валерия, сегодня не только бывшие заключенные активно пополняют армию бездомных. По статистике, более половины бродяг России составляют жертвы приватизации и незаконных операций с недвижимостью. В своем выступлении докладчик отметил еще одну тревожную тенденцию, которая связана с высоким уровнем наркотизации молодежи. Согласно приведенным данным, дело здесь не только в широкой доступности наркотиков, прием которых становится результатом свободного выбора подростка, но и в принудительном привитии детям наркотической зависимости. Речь идет о нарушении прав воспитанников детских домов, которым нередко дают психотропные вещества. От них рукой подать до настоящей «дури». По мнению Валерия, не последнюю роль в приобщении детей к психотропным веществам играет и активное лоббирование заинтересованными фармацевтическими кругами термина «детская гиперактивность», которая также гасится соответствующими препаратами — как правило, западного происхождения. КОРЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ — В БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ Поднятые на «круглом столе» злободневные проблемы вызвали шквал вопросов и реплик. Много говорили о бедственном положении сотрудников пенитенциарной системы, которая испытывает кризис одновременно от нехватки кадров и отсутствия должного финансирования. Был поставлен вопрос и о занятости осужденных, подавляющее большинство которых на сегодняшний день лишено работы и проводит время в безделье, что, естественно, не способствует исправлению. Однако, увлекшись обсуждением социальноэкономических вопросов, участники дискуссии отклонились от заявленной темы. «Корень преступности в безнравственности» — эти слова настоятеля храма Святого благоверного князя Александра Невского в «Крестах» протоиерея Александра Григорьева вновь вернули внимание присутствовавших к основной тематике встречи. Отец Александр восьмой год служит в «Крестах» и немало повидал за это время. По словам священника, такая категория, как нравственность, не укладывается в социальноэкономические выкладки. Они, безусловно, важны, но не имеют решающего значения, когда мы сталкиваемся с грехом. Человек идет на преступление не от отсутствия яхты или дорогой одежды. Он переступает нравственную черту, потому что не умеет отличить добро от зла, не понимает, что воровать или убивать нельзя. По справедливому замечанию отца Александра, безнравственность современного общества является прямым следствием атеистического воспитания, которое окружает подростка со школьной скамьи. В подавляющем большинстве школ детям попрежнему внушается, что человек произошел от обезьяны в результате кровавой борьбы за существование, а земля возникла из хаоса и пустоты. «При таком обучении дети начинают воспринимать пробуждающиеся в них страсти как прогрессивное и полезное орудие, которое поможет им в борьбе с себе подобными отвоевать место под солнцем, — подчеркнул отец Александр, насмотревшийся на таких борцов за время служения в тюрьме. — И пусть учительница, с упоением объясняющая деткам теорию эволюции, не жалуется, если ее ученик когданибудь в темном углу отнимет у нее сумочку и ударит по голове. Он просто борется за свое существование». В этом смысле тюрьма является местом, где человек может задуматься над своей жизнью, осознать свои грехи и, может быть, первый раз в жизни открыть Библию и прочитать, что прелюбодействовать и убивать нехорошо. Если его внимание не рассеется, если в лице священника или верующего воспитателя он найдет поддержку своим добрым намерениям, то его исправление может произойти уже на первом этапе заключения. По словам отца Александра, не только злой, но и добрый пример заразителен. Он рассказал, что в некоторых камерах в «Крестах», насельники которых обратились к Богу, даже не производятся обыски. «Сотрудник заходит в камеру, а там пахнет ладаном, все бросили курить, не хулиганят, стоят, молятся — так чего же там искать?» — констатировал докладчик под одобрительные хлопки присутствовавших. ГДЕ ЖЕ ВЫХОД? В своем содержательном выступлении священник отметил необходимость участия общества и власти в профилактике преступности и жизни заключенных. Помимо исполнения завета Христа, призывавшего людей служить узникам, из внимания к проблемам осужденных проистекает и прямая экономическая выгода. К примеру, в результате тяжелой криминогенной обстановки число туристов, приезжающих в Санкт-Петербург, в прошлом году сократилось на 40 процентов. Помимо этого изза разгула преступности были увеличены расходы на всевозможные охранные службы, что повлекло за собой подорожание многих товаров и услуг. Не следует также забывать и о том, что огромная страна, отгороженная от остальной России колючей проволокой, представляет собой бездонный колодец, в котором тонут деньги налогоплательщиков. По справедливому мнению отца Александра, «профицит бюджета нужно вкладывать не только в стабилизационные фонды или представительские проекты, но и в улучшение нравственной обстановки в обществе и исправление осужденных путем развития социальных образовательных и воспитательных программ». Одним из важных этапов образовательного процесса священник назвал преподавание в школах Основ православной культуры. «Детям нужно объяснить, что заповеди, исключающие грех и преступление из жизни общества, не являются творением рук человеческих, а даны людям Богом, абсолютным Существом, установившим как физические, так и нравственные законы», — заключил отец Александр. Тема нравственности нашла продолжение в выступлениях и репликах других участников «круглого стола». Яркий, конструктивный доклад сделал президент фонда «Культура и творчество» философ С.Б. Дворко. Проведя краткий экскурс в историю западной цивилизации, он подчеркнул, что экономика развитых стран, при всей секулярности современного американского или европейского общества, основывается на нравственных, христианских принципах. К сожалению, в России на первый план ставится выгода, независимо от того, какими средствами она достигается. В результате такого отношения экономика и бизнес в нашей стране принимают сегодня грабительские формы. На этом фоне особое значение, по мнению докладчика, принимают вера и нравственное воспитание, которое должно стать основой любого образовательного процесса. «Человек — сложное существо, — подытожил свою мысль докладчик. — Помимо животной природы в нем есть и духовная сущность, которая именуется Божьим даром. И если этот Божий дар возгревать, человек начинает ощущать свою веру, понимать нравственные законы. В противном случае библейские истины не будут иметь для него никакой ценности». На «круглом столе» звучало много интересных докладов. Несмотря на широкий разброс тем, поднимавшихся в ходе обсуждения, всех собравшихся в гостеприимном зале Международного центра искусств объединяло одно – желание помочь людям, оказавшимся в социальной изоляции, привлечь внимание общества и власти к наиболее обездоленным категориям наших сограждан, которые порой лишены самого необходимого. К сожалению, грех на земле до конца неистребим, но мы можем и должны хотя бы уменьшить его концентрацию в нашем обществе. Может быть, участие каждого из нас — пусть малое, но искреннее — в судьбе тех, кто, по словам приснопамятного отца Глеба Каледы, являются «нашими кровоточащими ранами», будет хоть немного способствовать изменению нравственной и криминогенной ситуации. Ведь, как мы помним, на Небесах радуются даже одному покаявшемуся грешнику. Евгений МУРЗИН
|