Каталог статей
МЕНЮ САЙТА

АРХИВ
№ 10_46_2006 [0]
№ 11_47_2006 [0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
№ 12_48_2006 [0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
№ 01_49_2007 [0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
№ 02_50_2007 [0]
газета
№ 09_45_2006 [10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
№ 08_44_2006 [12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
№ 07_43_2006 [8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
№ 06_42_2006 [11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
№ 05_41_2006 [20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
№ 04_40_2006 [12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
№ 03_39_2006 [1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
№ 02_38_2006 [0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
№ 01_37_2006 [0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


» Архив » № 05_41_2006
Борис СОРОКИН. Вознесение Господне

БОГОСЛОВИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ

 Праздник Вознесения Господня приходится на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой недели. В течение сорока дней от Пасхи до Вознесения Господь пребывал со Своими учениками, уча их, по словам святителя Иоанна Златоуста, «тайнам Небесного Царства». Число сорок символизирует время духовного испытания и земную жизнь. Сорок лет вел Моисей народ по пустыне в обетованную землю. Сорок дней постился Иисус Христос перед евангельской проповедью. Наконец, сорок дней Он пребывал на земле, являясь Своим ученикам и апостолам, приготовляя их к принятию Божественной благодати и к будущей проповеди Евангелия. В тот день, когда произошло событие, положившее начало празднованию Вознесения Господня, состоялась последняя встреча Спасителя с учениками на Элеонской горе. В вознесении апостолам дано было понять, что Христос больше не будет видим на земле в телесном виде. По словам архимандрита Рафаила (Карелина), описываемый праздник имеет несколько измерений: онтологическое, эсхатологическое, нравственное и аксиологическое. «Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение, — пишет о. Рафаил. — Сын Божий воспринял человеческую природу, которая по вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества. Вознесение имеет для нас значение нравственное. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным. Повествуя о вознесении Христа, евангелист Марк вводил образ­символ: Иисус Христос воссел по правую сторону Бога­Отца. Бог вневременен и внепространственен. Что значит это иносказание, эта антропоморфическая метафора? Когда император избирал себе соправителя или его сын­наследник достигал совершеннолетия, то совершался особый ритуал: интронизация. Во дворцовом зале ставили рядом два трона. На одном сидел император, к другому подводили сынасоправителя, и он садился по правую сторону от него. Это означало их одинаковое достоинство и единую власть.
 
Этот образ­символ еще более подчеркивает аксиологическое значение вознесения. В лице Богочеловека — Христа Спасителя все человечество получило возможность бесконечного духовного восхождения.
 
Иисус Христос вознесся с простертыми в благословении руками. Апостолы и ученики, стоящие у Елеонской горы, представляли собой первую христианскую Церковь. Этот образ, полный любви и надежды, — знак и обетование того, что благословение Божие всегда пребывает в Церкви и будет хранить ее вовеки».

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 Очевидно, установление празднования вознесения Господня относится ко времени первых христиан. Так, уже в «Апостольских постановлениях», приписываемых святителю Клименту Римскому, предписывается совершать праздник в сороковой день по Пасхе. На праздновании именно на шестой неделе настаивали также святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Так, Иоанн Златоуст, называя праздник важнейшим и великим, относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. А блаженный Августин, упоминая о «повсеместном чествовании праздника», также вспоминает о его зарождении в апостольские времена.
 
Праздник вознесения относится к числу переходящих по времени Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание Вознесения бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы после Пасхи.
 
До недавнего времени на Елеонской горе было двадцать четыре действующих храма. Строить их старались таким образом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, на которое вознесся Спаситель. Место встречи Христа с апостолами существует и по сей день. Сохранился камень – вершина скалы, — последняя частица земли, на котором стоял Господь с оставшимися на нем следами ног. Правда, один из следов вырубили и увезли в дар халифу, но второй след остался на прежнем месте. Над ним воздвигнута православная часовня. Каменные престолы остальных христианских конфессий расположены под открытым небом вокруг часовни. Таким образом, Елеонская гора со времен первых христиан стала местом благоговейного почитания. Сложилась традиция в праздник Вознесения приходить сюда от Гроба Господня с горящими светильниками, и тогда вся гора бывает как бы охвачена огнем. Позже здесь же возник один из очагов монашества. Многочисленные пещеры горы были заселены подвижникамиаскетами.

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

 Праздник Вознесения Господня связан со многими народными христианскими традициями. Считается, что в этот день в облаках на востоке появляется фигура ягненка, в христианской символике обозначающего Иисуса Христа. Обильный дождь на Вознесение предвещает неурожай и падеж скота. В начале XIX века в праздник Вознесения в Англии дети устилали крыльцо своего дома камышовыми стеблями, а в Германии в этот день улицы были устланы небольшими еловыми веточками. Швейцарские девушки имели обыкновение взбираться на церковные колокольни и звонить в колокола. В России на праздник Вознесения было принято красить яйца, как на Пасху, и выпекать специальные хлебные лепешки с семью ступеньками в виде надрезов, перекладинок, как бы лестничных ступенек. Кстати, мало кто знает, что прообразом обычного нарезного батона удлиненной формы была лесенка. По традиции, на Вознесение пекут пироги с зеленым луком.
 
Вознесение считалось последним весенним праздником. «Весна в Вознесенье на небо возносится — на отдых, в рай пресветлый просится!»

Подготовил Борис СОРОКИН

Категория: № 05_41_2006 | Добавил: editor (2006-09-08)
Просмотров: 1533

Сделать бесплатный сайт с uCoz