Как-то возвращалась я домой. Захожу в свой подъезд, там дети лет восьми, играют, заряжают свои пистолеты. Вошла я в лифт, вижу, что они ехать не собираются, увлечены игрой, и нажимаю на кнопку. Но до того как двери лифта закрылись, один мальчик вдруг навел на меня пистолет и выстрелил, какаято штучка вылетела. Однако двери не сработали и открылись снова. Я выбежала за детьми, грозно обещая расправиться с ними, если еще раз их тут увижу, но их было уже не догнать... Агрессия детей заметно возросла в последнее время. Дети, возможно, понимают, что мир взрослых уже не способен их защитить и поэтому придется защищаться самим. За что сражаются дети? За свои интересы, безопасность и, конечно же, за любовь. Когда я начинала переписываться с заключенными, то первое, что узнала о них по переписке, – что это люди, которые в своей жизни были обделены любовью. Недостаток любви в детстве ведет, по крайней мере, к трем последствиям: раннее развитие страстей, нелюбовь к себе (комплексы неполноценности) и «замороженные чувства». Ребенок особенно нуждается в любви и, если ее не хватает, будет искать замены, то есть какихто удовольствий. Таким образом развиваются страсти: к сладкому, к еде вообще, к алкоголю, наркотикам, воровству. Ребенок, страдающий клептоманией – страстью к воровству, – крадет порой совсем не нужные ему вещи, которые просто «плохо лежат». Удовольствие здесь – от адреналина, связанного с риском, а также от того, что благополучие в нашем грешном сознании часто ассоциируется с материальными приобретениями. Но так как дети еще толком не знают, что им нужно, то крадут что попало. Недостаток любви может привести также к раннему и извращенному развитию полового инстинкта. Одна девушка, ведущая крайне безнравственный образ жизни, рассказывала историю, особенно запомнившуюся ей с детства: както мама забирала ее из детского садика, и девочка в порыве теплых чувств обняла и поцеловала маму, но в ответ почувствовала холод и отчуждение. Как будто она прикоснулась к неодушевленному предмету. Вроде бы тут не было какихто страшных наказаний, издевательств, крика, ругани. Всегонавсего холод и отчуждение, но какое губительное действие это производит на душу ребенка! От всех перечисленных страстей не застрахован никакой человек. Но если ребенок явно обделен теплом и заботой, что обычно бывает в неблагополучных семьях и детдомах, то он уцепится за эти «удовольствия» особенно крепко. Ведь сравнивать ему не с чем. Настоящей любви он не знал. В дальнейшем дурные привычки могут быть оставлены, если взрослая жизнь складывается более или менее удачно. Любимая работа, счастье материнства и отцовства приносят несравнимо больше радости, чем кража булочки из магазина. Если же и взрослая жизнь не удается, то страсти могут развиться еще сильнее. Конечно, ни воровство, ни сладости, ни наркотики не способны заменить любовь. Они являются лишь приманками в ловушках дьявола, попадая в которые человек не только не находит любви, но получает лишь разочарование, чувство вины, болезни и горе. Любовь ничем заменить нельзя. Понятно, что воспитатели детских домов и интернатов, при всей своей доброте и заботе, не смогут дать детям всей той любви, которую получает ребенок от родителей в благополучной семье. Тем более важно в таком случае религиозное и нравственное воспитание, привитие здоровых нравственных норм, а также обеспечение возможности получить профессию, реализовать свои способности и найти себя в жизни. «ЗАМОРОЖЕННЫЕ ЧУВСТВА» Другое последствие нехватки любви в детстве – это так называемые «замороженные чувства». Все дети стремятся проявить любовь к своим родителям, но если встречают неадекватную реакцию, то быстро усваивают, что проявлять чувства опасно, поэтому лучше их вообще не показывать; таким образом, чувства «замораживаются». Ребенок сначала их просто игнорирует, а потом перестает замечать вообще. Невыраженные чувства приводят к болезням, депрессии и другим проблемам. Возникает также проблема с проявлением любви к другим людям и к Богу. Ведь и любовь человек в таком случае просто не чувствует в себе. Он способен обращать лишь внимание на какието слишком сильные ощущения, то есть возрастает риск опять же пристраститься к воровству, блуду, наркотикам и прочим острым ощущениям. Отсутствие любви к себе – это отдельная большая проблема. Здесь имеется в виду любовь в хорошем смысле этого слова, а не в эгоистическом, то есть принятие себя таким, какой ты есть, каким тебя создал Бог. Тот, кто испытывает неприязнь к себе, не способен полюбить и других, то есть не сможет исполнить заповедь о любви к ближнему: «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12, 31). Любовь – это универсальное чувство, если она есть, то есть ко всему. Это можно сравнить со зрением: если человек видит, то видит все – и предметы, и людей, и себя. Так же и любовь – если она есть, то есть ко всему. Неприязнь к себе выражается в комплексах неполноценности. Настоящие свои грехи увидеть непросто, поэтому обвиняешь себя обычно в том, в чем на самом деле не виноват. Чаще всего встречается недовольство своей внешностью, умственными и физическими способностями – то есть тем, что дано Богом: не те уши или нос мне приделал, не те мышцы, не ту печень, не те мозги. По сути, это ропот на Бога. А поскольку тяжело и мучительно считать себя ущербным в какойто области, то приходится компенсировать это, возгордившись какимнибудь своим достоинством, которое, опять же, дано Богом, а не наше достижение: я лысый – зато богатый, не очень умная – зато красивая. Причем на такого рода размышления уходит довольно много времени. Только проснувшись, день можно уже начать с мысли: «Я толстая, поэтому завтракать не буду, и обедать сегодня не буду, и вообще я дрянь и жизнь не удалась», или: «Я неудачник, денег нет, девушки меня не любят и не полюбят никогда». И целый день в голове эхом отдается: «Никогда!.. никогда!.. никогда!..» Тут уж не до поиска своих настоящих грехов, на это просто времени нет. Есть еще одна проблема детей, выросших в неблагополучных условиях. В таких семьях, как правило, вообще нет никакого религиозного воспитания. А отсутствие любви или даже ненависть со стороны родителей, воспитателей приводит к тому, что человеку трудно поверить, что Бог его любит. Представление о Боге во многом зависит от того, как складывались отношения с родителями. Если посмотреть на судьбы заключенных, то их детство – это, как правило: интернат, пьющие родители, папа застрелился на глазах у ребенка, мама покончила с собой и т.д. Такой опыт может привести к формированию негативного образа Бога, когда легко поверить в то, что Он грозный и наказующий, а в то, что Бог любит, поверить будет нелегко. С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ ВОЗМОЖНО ВСЕ! Но все перечисленные трудности можно преодолеть с Божией помощью – молитвой, соблюдением заповедей, благодатью, получаемой через Святые Таинства. «...Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8), поэтому поиск любви – это поиск Бога, поиск Царствия Небесного. Запутавшиеся в своих земных страстях, мы и не знаем, что такое настоящее счастье. Так хочется чтото приобрести, получить, отобрать. Но когда делаешь комуто подарок, то неожиданно понимаешь, что это доставляет, может быть, больше радости, чем какоето приобретение. Или как легко становится на душе, когда даешь милостыню. Странно, вроде кажется, что должно быть наоборот: получил — хорошо, отобрали — плохо, потерял вроде чтото. Но радость от сделанного добра оказывается ценнее материальных приобретений. Или когда в пост отказываешься от сытной и вкусной еды, взамен получаешь не разачарование, а напротив — более светлое и радостное состояние души. Бог не хочет лишить нас всех удовольствий и сделать жизнь скучной и неинтересной. В Священном Писании часто повторяются такие слова, как «блаженство», «благодать», и это не просто украшение речи. Это то настоящее, высшее счастье, которое потеряли Адам с Евой, нарушив заповедь Бога, проявив непослушание, съев запретный плод. Но это счастье благодаря искупительной Жертве Христа, теперь есть возможность вновь обрести, если повернуться лицом к Богу. В нагорной проповеди (Мф 5, 1–11), например, слово «блаженство», то есть «счастье», повторяется девять раз. Конечно, это непривычно для нас, что блаженны не сытые, а «алчущие и жаждущие правды», не богатые, а «нищие духом», и не радостные, а «плачущие, ибо они утешатся». И хотя кажется, что удачи добьется скорее наглый, властный и злой, но, опять же, счастье обещается, напротив, – кроткому, милостивому и миротворцу. Я уверенна, что Серафим Саровский был счастливым человеком. Хотя он даже сопротивляться не стал, когда на него разбойники напали, и даже наказывать их запретил. Расплата, правда, сама пришла – у них потом дома сгорели. Этот святой встречал всех словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Несчастный человек не будет так говорить. А он жил в лесу и богатств никаких не имел. Жизнь подвижников понять трудно простому человеку. Но можно прийти к выводу, что не там, как правило, я ищу свое счастье. Стремясь к материальным, земным радостям, любовь я ищу явно не там, где нужно. К счастью ведут на самом деле, исполнение заповедей, смирение и выполнение воли Божией. Главные заповеди – о любви к Богу и ближнему (Мк 12, 29–31). Дети же являются самыми что ни на есть ближними, и недостаточное внимание к ним – это нарушение заповедей, данных Богом. Вспоминаются еще такие слова из Евангелия: «...А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18, 6). Эти слова налагают ответственность, и прежде всего за детей. Обделить ребенка любовью — значит соблазнить его на пристрастие ко лжи, воровству, наркомании и т.д. Но у нас, взрослых, есть возможность дать детям любовь, пока они не зарядили свои пистолеты настоящими пулями. Ольга ЕРМАКОВА
|