МЕНЮ САЙТА |
|
|
|
АРХИВ |
|
№ 10_46_2006
[0]
|
№ 11_47_2006
[0]
Мир всем. № 11/47, 2006 год
|
№ 12_48_2006
[0]
Мир всем. № 12/48, 2006 год
|
№ 01_49_2007
[0]
Мир всем. № 01/49, 2007 год
|
№ 02_50_2007
[0]
газета
|
№ 09_45_2006
[10]
Мир всем. № 09/45, 2006 год
|
№ 08_44_2006
[12]
Мир всем. № 08/44, 2006 год
|
№ 07_43_2006
[8]
Мир всем. № 07/43, 2006 год
|
№ 06_42_2006
[11]
Мир всем. № 06/42, 2006 год
|
№ 05_41_2006
[20]
Мир всем. № 05/41, 2006 год
|
№ 04_40_2006
[12]
Мир всем. № 04/40, 2006 год
|
№ 03_39_2006
[1]
Мир всем. № 03/39, 2006 год
|
№ 02_38_2006
[0]
Мир всем. № 02/38, 2006 год
|
№ 01_37_2006
[0]
Мир всем. № 01/37, 2006 год
|
|
|
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ |
|
|
|
|
» Архив » № 07_43_2006
Борис СОРОКИН. Едиными усты и единым сердцем
Такого конфессионального разнообразия мне еще видеть не доводилось. Православный митрополит в ослепительно белом клобуке дружески беседовал с седобородым раввином, чопорные католические кардиналы мило общались с главами протестантских церквей, а облаченные в красножелтые одежды ламы о чемто оживленно дискутировали с лидерами мусульманских общин. То, о чем еще несколько веков назад не могли помыслить даже самые смелые умы, стало сегодня возможным. И не просто возможным, а как никогда востребованным и актуальным. Несмотря на очевидные различия, которые в силу исторических и духовных причин существуют между религиями, многие этические и духовные ценности одинаково разделяются представителями всех вероучений. В настоящее время, когда мир практически растворился в нравственном релятивизме, соборное слово руководителей религиозных объединений способно если не вывести общество на верный путь, то, по крайней мере, указать, куда нужно идти. Парадоксально, но после долгого времени воинствующего секуляризма, в так называемый постхристианский век, роль религии и веры в жизни общества вновь возрастает. Политические деятели, многие из которых еще недавно с пеной у рта отстаивали принцип независимого существования Церкви и государства, сегодня прислушиваются к голосу религиозных лидеров. Это и понятно. Ведь в реальности влияние глав крупнейших религиозных общин на людей во многих странах на порядок выше, чем авторитет руководителей тех же самых государств. Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «у представителей духовенства есть свои преимущества перед политиками, ведь пастырское слово, как и сами религии, не имеет ни территориальных, ни государственных границ, оно принадлежит всему человечеству». Это мнение руководителя страны, в котором Церковь официально отделена от государства, очень важно. Оно свидетельствует о признании большого значения веры в жизни народов и, в первую очередь, граждан России. Об увеличении значимости религии в мировом пространстве говорит и тот факт, что, если раньше подобные межрелигиозные встречи проводились скорее по инициативе политических деятелей, то нынешний саммит стал актом доброй воли религиозных общин, озабоченных ситуацией в мире. Религиозные лидеры действовали не по политической указке. Они сами протянули руку помощи политикам, которые (как показывает реакция на саммит видных политических функционеров из разных стран) с благодарностью за нее ухватились. Действительно, ведь основными темами встречи были предотвращение межрелигиозных и межнациональных конфликтов, традиционные семейные ценности, соотношение свободы выбора и нравственной ответственности и др
Терроризм и экстремизм
В центре внимания участников и гостей саммита стоял вопрос о противодействии терроризму и экстремизму. О том, что проблема религиозной идентификации и растущая волна террористической угрозы сегодня тесно связаны между собой, знают все. Чаще всего идеологи терроризма недобросовестно эксплуатируют религиозное чувство, которое имеется в душе каждого человека, независимо от его национальности и социальной принадлежности. Казалось бы, время религиозных войн, когда представители разных как христианских, так и нехристианских конфессий уничтожали друг друга во имя веры, безвозвратно ушло в прошлое. Однако, как показывает практика сегодняшнего дня, современные террористы, как правило, совершают свои античеловеческие действия под знаменем веры. Кто не слышал о «войне» между исламом и христианством, о которой видные демагоги мирового сообщества заговорили после печально известного 11 сентября? Кто удивляется тому, что любому, пусть даже локальному конфликту с участием представителей исламских народностей ваххабитские лидеры придают статус джихада? И если любому действительно религиозному человеку понятно, что убийство во имя веры абсурдно, то людям, которые смотрят на мир через экраны телевизоров, или одурманенные террористической пропагандой сами становятся адептами бесчеловечной идеологии, это нужно объяснять. Собравшиеся на саммит религиозные лидеры безоговорочно осудили терроризм во всех его проявлениях. Квинтэссенцией размышлений на эту тему стали слова митрополита Галльского Эммануила о том, что преступление во имя религии – это преступление против религии. Его поддержал главный раввин России Берл Лазар, который заявил, что террористы не только не имеют никакого отношения к религии, но являются врагами веры и врагами Бога. В свете недавних трагических событий и эскалацией террористической угрозы, присутствовавшие в зале заседаний с особенным вниманием слушали доклады мусульманских лидеров, также выступивших с резкой критикой религиозного экстремизма. Председатель Совета муфтиев, шейх Равиль Гайннутдин призвал участников саммита обратиться к историческому опыту России, в которой на протяжении многих столетий мирно уживались представители различных религий. На саммите обсуждались и социальные аспекты терроризма. В частности, Патриарх Эфиопии Абуна Павел подчеркнул, что социальная несправедливость, когда в руках 20 процентов населения планеты сосредоточено 80 процентов всех мировых ресурсов, служит источником многих проблем, не исключая и религиозного экстремизма. Говоря о том, что богатые должны помогать бедным, он призвал общественность к «корпоративной социальной ответственности», которая поможет людям добиться мирного сосуществования. В ходе дискуссии была затронута также проблема религиозного образования. Именно его отсутствие или чрезвычайно низкий уровень является одной из причин экстремизма. По мнению главного раввина России Адольфа Шаевича, нам предстоит пройти нелегкий путь для воспитания граждан в рамках той религии, к которой они принадлежат. Можно сказать, что разгул терроризма является прямым следствием религиозной безграмотности. По словам, раввина, «наши священные книги – как зеркало, в котором каждый может найти ту истину, которую защищает… и тот, кто задается целью посеять ненависть, сделает это без труда». Именно поэтому так важно привить будущему поколению россиян правильное понимание религиозных ценностей, чему безусловно может помочь введение в школах преподавание основ веры.
Свобода и ответственность
Многие даже нецерковные люди осознают, что современный мир находится в состоянии глубокого нравственного кризиса. В этом вопросе среди участников саммита также царило полное единодушие. Процессы секуляризации, обмирщения человеческого сознания, плоды которых мы пожинаем, направлены не только против церкви, но и против человечества в целом. Более того, по справедливому замечанию одного из гостей, современный секуляризм в сильной степени отличается от того, который возводился на пьедестал творцами эпохи Просвещения. Если «просветители» ратовали за свободу разума от веры, то сегодня секуляризм означает полное отрицание нравственности. Провозгласив свободу высшей ценностью, многие забывают о личной ответственности свободного индивидуума. В этом смысле односторонний взгляд на права человека нельзя воспринимать без критики. В нравственном обществе – а именно такое общество может стать панацеей от многих проблем современности – свободный выбор обязательно сочетается с внутренним моральным законом, источником которого служит религия. При нынешней глобализации, когда бок о бок друг с другом живут люди разных культур и национальностей, свобода одних тем более должна быть сопряжена с уважением к тому, что является дорогим и священным для других. По словам председателя Совета Евангелической Церкви в Германии, епископа Вольфганга Хубера, глобализация – это еще один вызов современности. Она может выступать как инструментом мира, так и орудием войны. При правильном понимании таких категорий, как свобода и права человека, она способна помочь установлению мира среди жителей планеты, а в случае извращенного восприятия, оторванного от нравственных норм, становится катализатором ненависти как между гражданами одной страны, так и на международном уровне. Среди проблем, которые имеют непосредственное отношение к поведению человека, его ответственности за свои поступки, видное место занимает нарушение экологического равновесия в мире. На саммите эту важную тему также не обошли стороной. Интересно, что начало экологического движения было в свое время положено именно активностью религиозных общин. В конце 60х годов представители ряда христианских церквей на международном уровне выразили озабоченность состоянием окружающей среды. В то время ни на правительственном уровне, ни на уровне международных организаций об этом даже не задумывались. Памятуя об этом, на саммите было заявлено, что и в современной ситуации, когда экологическое движение стало всемирным, когда оно вовлекло в себя глав правительств, религиозные общины попрежнему рассматривают экологическую проблему в ряду своих приоритетов, поскольку от состояния окружающей среды, состояния ресурсов зависит будущее нашей планеты.
А король то – голый!
На саммите звучали и другие темы, которые нашли отражение в итоговом документе этой важной международной встречи, принятом с учетом пожеланий всех глав религий и христианских конфессий. Ранее, весной проект послания был направлен на обсуждение религиозным лидерам из разных стран. После этого подкорректированный текст прошел еще несколько редакций в специально сформированной международной комиссии. Однако на этом дело не закончилось. В ходе работы саммита в документ продолжали вноситься поправки. Теперь можно смело говорить о том, что все пожелания, высказанные участниками межрелигиозного собрания, оказались учтены в итоговой резолюции. Религиозные лидеры единодушно возвысили свой голос в защиту традиционных ценностей, осудили безнравственность и жестокость. И это не просто слова. Религиозные экстремисты, с одной стороны, и идеологи «свободного общества», с другой, оказались обезоружены. С международного терроризма была окончательно сорвана маска борьбы за правую веру, а свобода из идола превратилась в средство нравственного совершенствования личности. Король оказался голым. Отныне каждый, кто попытается религиозно мотивировать безнравственные, а порой и античеловеческие по своей сути поступки не сможет это сделать без риска войти в конфликт с мировым религиозным сообществом.
Борис СОРОКИН
Из послания Всемирного саммита религиозных лидеров
* * *
Мы считаем, что человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада. При возрастающей роли веры в современном обществе мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов. Религия имеет потенциальную возможность связывать различные народы и культуры, несмотря на нашу человеческую хрупкость, особенно в сегодняшнем контексте множественности и многообразия.
* * *
Человеческая жизнь – это дар Всевышнего. Наш священный долг – сохранить этот дар, что должно быть заботой как религиозных общин, так и политических лидеров.
Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию – как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне – с уважением к нравственному чувству, образу жизни, различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей. Всесторонние, справедливые и стабильные решения международных споров должны достигаться мирными средствами. Мы отвергаем двойные стандарты в международных отношениях. Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы.
* * *
Человек — уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Он не должен становиться ни товаром, ни объектом политических манипуляций, ни деталью машины производства и потребления.
* * *
Мы призываем усилить поддержку семьи, особенно в ее воспитательной миссии, с помощью национального и международного права, а также практики государств, различных общественных институтов, религиозных общин и средств массовой информации. С этим связана наша озабоченность положением женщин и детей во многих обществах. Помогая развитию уникальной личности каждого человека, женщин и мужчин, детей и престарелых, а также людей с ограниченными возможностями, мы видим, что все они обладают своими особыми дарами. Защита их от насилия и эксплуатации – это общая задача для власти, общества и религиозных общин.
* * *
Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств.
* * *
Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности. Понастоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, средства массовой информации и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знания своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви.
* * *
Мы требуем прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними.
* * *
Через образование и социальное действие мы должны вновь утверждать устойчивые нравственные ценности в сознании людей. Мы считаем эти ценности данными Всевышним и глубоко коренящимися в жизни человека. Практически они во многом едины для наших религий.
* * *
Жизнь человека связана и с экономикой. Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее понастоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне.
* * *
Обращаясь ко всем верующим людям, призываем их уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия. Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи. Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!
|
Категория: № 07_43_2006 | Добавил: editor (2006-09-18) | Автор: Борис СОРОКИН |
Просмотров: 1227
|
|