Пресвятая Дева Мария родилась во время сильнейшего нравственного упадка. Люди дошли до таких пределов моральной деградации, когда их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить людей и не допустить погибели рода человеческого. И вот Сын Божий для спасения людей принял человеческое естество, и избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную девушку, достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Дева Мария, предназначенная Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — Иисуса Христа.
Богородица родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги долгое время были бездетны. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны. Святые супруги дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Бездетность считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому праведные Иоаким и Анна несправедливо терпели поношения от своих соотечественников. По преданию, в один из великих праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но ему сказали, что он недостоин ввиду своего бесчадия принести дары Богу прежде других людей. Старец в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребенка. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями будущей Матери Иисуса Христа. Ангел Божий принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства дьяволу. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.
В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы Церковью издревле установлен праздник. Указание на него можно найти уже в IV веке, когда равноапостольная Елена построила храм в честь Рождества Матери Божией. Также указания об этом празднике можно найти у святого Иоанна Златоуста, святых Прокла, Епифания и Августина. В V веке о праздновании Рождества Богородицы упоминает святой Григорий Двоеслов в своем сакраментарии и Стефан Святоградский, в VII веке — святой Андрей Критский и Сергий, патриарх Константинопольский, в VIII веке — святой Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке — Иосиф Студит. Они прославили Рождество Богородицы многими песнопениями, которыми и ныне Церковь воспевает рождшуюся Пресвятую Деву. Так с древних времен «язык всех православных похваляет и блажит и славит пречистое Рождество Марии Богоневесты»!