Покров над Россией
"Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" – поется в кондаке праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Своими корнями праздник уходит в далекий X век, когда на всенощной во Влахернской церкви города Константинополя, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богоматерь.
Рождение праздника
Как повествует житие святого Андрея, Пресвятая Дева, преклонив колена, со слезами молилась за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и его ученик Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать бывшим там». Видение прославлено было сперва молящимися в храме, потом во всем Константинополе. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы поомжет им в войне с сарацинами, которые уже подступили к городу. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и изгнаны. Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, на которой Она была изображена так, как Ее созерцал святой Андрей.
Покров над Россией
Интересно, что Греческая Церковь не знает праздника Покрова. Честь его установления принадлежит Русской Православной Церкви, которая с самого своего основания вверилась покрову Богоматери и освятила этот день торжественным празднованием. Примечательно, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, по преданию, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Запись об этом содержится в Прологе XII века: «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В том же XII веке в России появились и первые храмы в честь Покрова Божией Матери. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). Праздник Покрова Пресвятой Богородицы является великим недвунадесятым. Прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: «Днесь, благовернии людие, светло празднуем осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша» (тропарь праздника). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Народные обычаи и приметы
Праздник Покрова в народном быту связан с переходом к зимнему периоду. В этот день в России обычно оканчивались сельскохозяйственные работы. Это время празднования свадеб. Отсюда, вероятно, и ведут свое начало так называемые свадебные осенние недели, которые, по церковно-народному месяцеслову, считают с праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В русском народном календаре Покров ассоциировался с началом зимы и первым зазимьем: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». Часто в этот день выпадает и первый снег, который обычно держится недолго. По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, определяли, какой будет предстоящая зима. На русском Севере с Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в стенах изб мхом, приговаривая при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром». На юге России только с Покрова начинали топить избы. Праздник Покрова знаменует собой начало зимнего сезона и в скотоводческом календаре. Переходя на зимние корма, крестьяне на Покров уносили со двора колоды с пчелами, убирали в омшаник и «закармливали» скот на зиму. Для этого еще с жатвы приберегали в избе последний сноп необмолоченного овса, на Покров его делили по числу голов скота и давали ему перед основной кормежкой. Поскольку к Покрову завершались основные полевые работы, многие молодые крестьяне начинали уходить на заработки; с Покрова возобновлялись осенние торги и ярмарки. Покров окончательно ставил точку в летней жизни. Вся домашняя работа делалась уже в избе: «Зазимье пришло - засидки привело», «Пряхи с Покрова по ночам засиживают».
|